“Экспериментальная техническая школа” была создана 2014 году в Воронеже, имеет три отделения, ее основная задача — дать детям качественное дополнительное образование в области научно-технического творчества. Здесь преподают программирование, 3d-моделирование, роботостроение. Школа начала использовать linkchat с началом пандемии, когда остро встал вопрос о формате занятий в условиях ограничений.
Мы побеседовали с директором школы Алексеем Федотовым о том, как у них получилось адаптироваться к новой реальности, провести масштабный фестиваль робототехники онлайн, и обсудили перспективы развития онлайн-образования в целом в нашей стране.
Алексей Викторович Федотов — директор "Экспериментальной технической школы"
Переход в онлайн на сервис для дистанционного образования
Когда стало понятно, что детские учебные учреждения закрыты надолго, школа приняла решение проводить уроки в онлайне. Руководство проанализировало рынок сервисов для дистанционного образования: функциональность, сопровождение, простота, цены и, что важно, возможность оплачивать в рублях, так как организация некоммерческая.
Директор школы поделился, что некоторые зарубежные платформы им не подошли по цене и отсутствию представительства в России, а интерфейс, нередко на иностранном языке, воспринимался многими учениками с трудом. Родителям важно было получить удобный сервис, где не нужно долго разбираться с интерфейсом, а можно быстро подключиться и начать общение с преподавателем.
В итоге, протестировав функциональность, руководство школы остановилось на платформе linkchat.
“Мы выдали преподавателям компьютеры для удаленной работы и настроили linkchat. Для каждого педагога создали отдельную комнату, — это по сути, виртуальный класс, который всегда доступен преподавателю в режиме онлайн. Родителям формат тоже понравился: не нужно устанавливать на компьютер программу, достаточно открыть ссылку в браузере — и можно учиться. Юные техники освоили платформу уже с первого занятия”, — рассказывает Алексей Викторович.
Дистанционная организация процесса обучения
И вот дети перешли на дистанционное обучение. Школе необходимо было решить, как ученики будут программировать и собирать роботов.
Сначала наладили обучение: подключили педагогов и детей к linkchat. Они в режиме реального времени обсуждают и программируют детали. Преподаватель при этом наблюдает за действиями учеников и оценивает их уровень.
Затем были проработаны вопросы сборки. У школы есть 3d-принтер. Процесс организовали так: ученики программируют детали, и потом, сделав пару кликов, отправляют их на печать. Готовые детали педагоги рассылают детям по почте. Получив компоненты собственной разработки, ученики приступают к полноценной сборке робота.
Интересной особенностью онлайн-классов стала возможность изменять цвет интерфейса в онлайн-комнатах.
“Очень важно, что можно поставить свой логотип и изменить цвет, это является для детей своеобразным сигналом, в каком классе они находятся, им так легче сориентироваться, а не по названию” — вот что говорит об этом Алексей Викторович.
Педагоги школы легко адаптировались и сейчас максимально вовлечены. После послабления ограничений многие выступили за то, чтобы продолжить практику дистанционного обучения. Кстати, планерки, педсоветы и родительские собрания тоже проходят онлайн. Таким образом школа развивает дистанционное направление уже более полутора лет.
“В начале у нас были сомнения насчет численности групп учащихся в онлайне: будет ли детям интересно, не перестанут ли заниматься? Оказалось, что такой формат удобен не только школе, но и ученикам. Старшеклассники, к примеру, готовятся к ЕГЭ, и заниматься дополнительным образованием им часто некогда. После перехода в онлайн большая часть групп школьников продолжила обучение благодаря сильным педагогам, удобному времени уроков и тому, что никуда не нужно ехать”, — отмечает директор школы.
Проведение фестиваля “РОБОАРТ 2021” на платформе linkchat
На волне позитивного опыта внедрения онлайн-уроков руководство решило не изменять традициям и провести грандиозное ежегодное мероприятие — межрегиональный фестиваль научно-технического творчества “РОБОАРТ”. Только на этот раз онлайн — с использованием новых организационных и технических решений и с сохранением ежегодных направлений.
Фестиваль проводится в Воронеже с 2015 года. Это одно из крупнейших событий в России для начинающих конструкторов — большой праздник идей, открытий, обмена опытом.
“Мы не могли лишить детей привычного и ожидаемого ими фестиваля, вот только не представляли, как его проводить в новых условиях. Самой главной сложностью было выбрать платформу для видеоконференций. Мы учли положительный опыт проведения онлайн-занятий в нашей школе в мае-июне 2020 г., провели анализ предложений от различных компаний и решили обратиться к команде сервиса linkchat. Тем более, что опыт общения со специалистами данной платформы вызывал только положительные эмоции”
Онлайн-фестиваль проводился в течение 7 дней с утра до вечера на 3-5 площадках одновременно. Пришлось также решать глобальную задачу разницы во времени.
Когда фестиваль проходил оффлайн, в нем участвовало до 8000 человек — в основном, это были дети из Воронежа. В онлайн-формате было задействовано 1100 человек. И если посмотреть на географию, то цифровой фестиваль позволил детям из самых отдаленных районов тоже присоединиться к событию.
В программу фестиваля вошли соревнования роботов, 17 направлений выставок, конкурсы проектов, олимпиады, круглый стол, мастер-классы, три онлайн-экскурсии в компаниях “ДатаАрт”, “Воронежстальмост”, “Интехрос”. Поскольку участники были одновременно онлайн, выполнение заданий происходило в режиме реального времени. Это позволяло детям ощущать атмосферу общности. У “РОБОАРТ 2021” даже девиз подходящий: “Мы не рядом, но мы вместе”.
Так как мероприятие проходило сразу на нескольких площадках, то коллектив школы подготовил несколько рабочих мест, чтобы вести трансляции.
На олимпиаду по программированию было подано невероятное количество заявок на участие — около 200 команд при обычных 15-20 в прошлые годы. Тогда школа обратилась за помощью к автору учебников по скретчу и основателю школы программирования для детей — Денису Голикову из Москвы. Он полностью взял организацию олимпиады на себя. Также на фестивале работали и другие эксперты из разных городов страны.
Что дальше?
“Экспериментальная техническая школа” старается максимально интегрировать дистанционное обучение, при этом организация учебного процесса сохраняет лучшие практики оффлайн-формата. К примеру, к новому учебному году школа создала специальную лабораторию, оборудовала ее интерактивной доской, большим монитором, веб-камерой и дополнительной настраиваемой камерой на штативе. Теперь преподаватели могут из лаборатории более качественно и информативно проводить занятия, используя современные инструменты. Оборудовать один небольшой кабинет гораздо легче, чем оснащать целые залы для очных занятий. При этом те занятия, где требуется техника безопасности, проводятся с детьми только в кабинете в присутствии опытного педагога.
Помимо основной программы занятий, у школы много планов на учебный онлайн-год: проведение викторин, онлайн-экскурсий на предприятия, выставок оптических иллюзий и кинетического искусства, создание центра профориентации.
К чему стремится “Экспериментальная техническая школа”?
У школы есть глобальная цель — повысить уровень дополнительного образования в России, в том числе за счет дистанционного формата. Уже сегодня ЭТШ демонстрирует положительный пример того, как можно учиться, не находясь в классе, вдохновлять другие школы, давать возможность детям из совершенно разных регионов получать знания у тех педагогов, у которых хочется учиться.
“Дети привыкли получать информацию визуально, поэтому для них онлайн-обучение будет нормой. Направление будет развиваться, и достаточно быстро. Нам — педагогам — нужно идти в ногу со временем”
ЭТШ ценит развитие детской робототехники в целом. Ее позиция такова, что если другие школы воспользуются опытом перехода в онлайн, это только усилит развитие дополнительного образования. Здесь нет места конкуренции, ведь каждое учреждение уникально своим педагогическим составом, опытом.
У “Экспериментальной технической школы” получилось быстро сориентироваться в современных условиях и адаптировать к новым обстоятельствам образовательные услуги, способы взаимодействия с детьми, родителями, педагогами.
Успешный опыт рождается там, где вместо проблемы коллектив видит возможность и совместными усилиями использует ее. Не потеряв качество обучения, школа смогла наладить все процессы онлайн-обучения с нуля, показав позитивный пример того, как освоить новую для себя сферу.
Школа не останавливается на достигнутом, у нее много идей на развитие. Сервис видеоконференций linkchat как технологический партнер по онлайн-обучению готов поддержать эти начинания.